Государственная итоговая аттестация выпускников 11 классов
Государственная итоговая аттестация в республике в 2022 году проводится в форме итоговой аттестации, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об образовании.
Регистрация участников ГИА
Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки сообщает, что с 12 января по 01 марта 2022 года осуществляется регистрация участников для прохождения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об организации регистрации участников государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2022 году» от 29.12.2021 г. № 1242).
Внимание! Итоговое сочинение
08.12 2021 года выпускники 11-х классов пишут итоговое сочинение, которое является допуском к прохождению Государственной итоговой аттестации в 2021-2022 учебном году.
С материалами, регламентирующими процедуру проведения и проверки итогового сочинения, можно познакомиться по ссылке.
Вниманию выпускников 11-х классов, учителей! На официальном сайте Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки размещены Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году. В Открытом банке заданий размещены материалы для подготовки к написанию итогового сочинения (изложения).
Утверждены открытые тематические направления итогового сочинения Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.09.2021 №125 утверждены открытые тематические направления итогового сочинения для допуска обучающихся общеобразовательных организаций к прохождению государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования в 2021-2022 учебном году. В 2021/2022 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения: В соответствии с указанными тематическими направлениями будут разработаны комплекты тем итогового сочинения 2021/2022 учебного года. Каждый комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала. Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям: Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека. Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии. Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г. Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых. Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Формы проведения государственной итоговой аттестации Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена: а) Единого республиканского экзамена по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике) и учебным предметам по выбору (литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий и французский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); б) Государственного выпускного экзамена по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике).
Категории участников государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам среднего общего образования Участники государственной итоговой аттестации – это обучающиеся, завершающие освоение основных образовательных программ среднего общего образования, а также лица, которые вправе участвовать во вступительных испытаниях для поступления в образовательные организации высшего профессионального образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Государственную итоговую аттестацию обязаны пройти: а) Обучающиеся, завершающие в текущем учебном году освоение основной образовательной программы среднего общего образования в общеобразовательных организациях по очной, очно-заочной или заочной форме обучения, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие отметки по результатам промежуточной и итоговой аттестации по всем учебным предметам программы среднего общего образования не ниже удовлетворительных); б) Обучающиеся, завершающие в текущем учебном году освоение основной образовательной программы среднего общего образования вне образовательных организаций в форме семейного образования или самообразования, принятые на основании локального нормативного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего общего образования в эту организацию для прохождения государственной итоговой аттестации экстерном, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие отметки по результатам промежуточной и итоговой аттестации по всем учебным предметам программы среднего общего образования не ниже удовлетворительных). Государственную итоговую аттестацию вправе пройти: а) Обучающиеся, завершающие в текущем учебном году освоение основной образовательной программы среднего общего образования в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие отметки по результатам промежуточной и итоговой аттестации по всем учебным предметам программы среднего общего образования не ниже удовлетворительных); б) Лица, освоившие в предыдущие годы программу среднего профессионального образования, интегрированную с образовательными программами среднего общего образования и получившие документ о среднем профессиональном образовании, но не прошедшие государственную итоговую аттестацию по основной образовательной программе среднего общего образования и не получившие документ о среднем общем образовании, принятые на основании локального нормативного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего общего образования в эту организацию для завершения освоения основной образовательной программы среднего общего образования и прохождения государственной итоговой аттестации экстерном; в) Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы (в том числе в иностранных образовательных организациях), имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, для поступления в образовательные организации высшего профессионального образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, в том числе при наличии у них действующих результатов государственной итоговой аттестации прошлых лет; г) Обучающиеся, завершающие в текущем учебном году освоение основной образовательной программы среднего общего образования в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, для поступления в образовательные организации высшего профессионального образования на обучение по образовательным программам высшего профессионального образования – программам бакалавриата и программам специалитета.